Адрес456982, Челябинская область, Нязепетровский, д.Ситцева, Ленина, 48

Контакты администрации

ОРКСЭ

        Рабочая программа  «Основы  светской этики» разработана на основе авторской программы  М.Т.Студеникин М., Русское слово, 2012 год) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования .

 

Цель преподавания учебного предмета:

Формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи:

        - обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных     ценностей, моральных норм;

- знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

 

       Общая характеристика учебного предмета

   Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры  России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Место предмета  в учебном плане:

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю в 4  классе. Курс рассчитан на 35 часов (35 учебных недели).

четверти

Общее количество

1 четверть

7 часов

2 четверть

9 часов

3 четверть

10 часов

4 четверть

9 часов

За год

35 часов

 

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 

В основе учебно -воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные

ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука,

традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

 

 

Личностные метапредметные и предметные результаты усвоения учебного предмета

 

Личностные результаты:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур

и религий;

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  должны отражать:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • Формирование первоначальных представлений о светской этике,о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе

совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • Осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  должны отражать:

  Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

 

 

 

Планируемые результаты

В результате изучения модуля «Основы светской этики» ученик должен знать/понимать:

-основные понятия светской этики;

- историю возникновения светской этики ;

-нормы морали; формирование чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,

- национальностей, религий;

- формирование уважительного отношении як разным светским и духовным традициям.

-методы нравственного самосовершенствования.

уметь:

-отстаивать свою точку зрения;

-грамотно формулировать свои мысли,

-мотивировать свою точку зрения;

-анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морального правила

 

 

Основное содержание  программы

 

      Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей. Нами выбран модуль «Основы светской этики».

Содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. 
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

                             

 

 

Материально – техническое обеспечение

Учебник «Основы светской этики» автор М.Т.Студеникин ,Москва,»Русское слово» 2013 год

Рабочая тетрадь к учебнику М.Т.Студеникина «Основы религиозных культур и светской этики. основы светской этики»

 

Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя М.Т. Студеникин, В.И Добролюбова 4 классМосква « Русское слово» 2013г

. Учебные видеоматериалы к урокам

. Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета

. Компьютер, проектор